Большая скорость

Большая скорость — очень важное преимущество в бою. Более быстрый корабль выбирает выгодную для себя позицию и дистанцию боя. Если его командир захочет, он всегда может увеличить или уменьшить дистанцию; если противник уклоняется от боя.


Глубоко в недрах корабля, под броневыми палубами и подальше от его бортов, в средней части корпуса, прячутся котельные и машинные отделения.


В топках котлов сгорает очень много топлива — нефти. Топливные камеры-цистерны только одного линейного корабля вмещают несколько тысяч тонн нефти. Это значит, что для снабжения корабля топливом нужно доставить к его стоянке по суше несколько железнодорожных составов с нефтью, а по морю — полностью груженное нефтеналивное судно — танкер.


Пар высокого давления направляется в размещенные в машинных отделениях турбины, давит на их лопатки, заставляя их вращаться с очень большой скоростью. Вместе с лопатками вращаются и валы турбин со скоростью в 2500—3000 оборотов в минуту. Это вращение с помощью промежуточных механизме* передается винту корабля, но число оборотов уменьшается до 500—600 в минуту.


На линейном корабле обычно от 8 до 24 паровых котлов высокого давления и з или 4 турбины. Сколько турбин, столько и валов, столько и винтов. Работа всех этих винтов и сообщает кораблю огромную скорость. Мощная вихревая струя за винтами— точно могучий водоворот.


Котлы и турбины новейших линейных кораблей развивают мощность до 200 тысяч лошадиных сил. На суше это мощность очень крупной электростанции, которая снабжает энергией десятки больших заводов и фабрик, освещает города и села. Такая электростанция занимает несколько больших корпусов. Но и на линейном корабле котлы и машины размещены на площади около 1000 квадратных метров (20 метров по ширине и. 50 метров по длине корабля). И все же приходится экономно использовать каждый метр площади, каждый закоулочек. Машины п механизмы теснятся друг возле друга и оставляют очень немного места для людей. Обслуживать силовые установки линейного корабля — нелегкая, сложная работа, требующая отличного знания своей специальности. Достаточно сказать, что приходится разбираться в назначении тысяч клапанов, ориентироваться среди без малого 2 тысяч дверей, люков, всякого рода отверстий, горловин, лазов.


В самое последнее время в печати появились сведения о том, что даже на крупных боевых кораблях устанавливаются новые, ракетные двигатели. В некоторых зарубежных журналах обсуждается возможность установки на линейном корабле двигателя, работающего на атомной энергии.


Во время боя снаряды противника могут попасть в «сердце» корабля — в котельные и машинные отделения. Можно было бы ожидать, что корабль тут же потеряет подвижность, сделается игрушкой волн, потеряет вовсе свою боеспособность.


Но корабль так устроен, что почти невозможно сразу вывести из строя все котлы и все турбины. И заранее предусмотрены такие средства, которые позволяют быстро устранить повреждения и снова пустить в ход временно вышедшие из строя машины.


Но может случиться и так, что главные машины целы, корабль подвижен, а несколько попаданий противника вывели из строя часть электростанций. И все же не замрет боевая жизнь на корабле, не остановится механизм башен, погребов, не нарушится связь, не откажутся работать вспомогательные механизмы. По-прежнему будет свет в помещениях. Боеспособность корабля не будет потеряна.


Когда конструкторы проектируют корабль, они особенно стараются обеспечить два его качества: пловучесть и остойчивость. Пловучесть — это способность кораб-Дй сохранять уровень осадки. Когда корабль перегружен, он начинает терять пловучесть; это значит, что корпус корабля погружается ниже, а его ватерлиния поднимается выше по борту. Вода, ворвавшаяся в пробоину, тоже перегружает корабль, уменьшает его пловучесть. Если перегрузка очень велика, корабль может вовсе пойти ко дну. Но в большинстве случаев вскоре удается преградить доступ воде, восстановить пловучесть корабля.


Если неприятельские снаряды пробьют броню близко от ватерлинии или ниже ее, в отверстие проникнет вода. Или если мина или торпеда прорвет подводную защиту, морской воде откроется широкий, просторный проход в недра корабля. Корабль тут же накренится на борт или зароется в воду носом или кормой (такой наклон называется диферентом) — все зависит от места, где образовалась пробоина.


Вот перед нами детская игрушка «ванька-встанька». Сколько бы мы ее ни наклоняли, все равно она выпрямится. Корабль обладает такой же способностью. В море корабль качает. Корпус его наклоняется на правый и на левый борт, вперед и назад. Все время получаются большие крены и диференты. Но каждый раз корабль снова принимает нормальное положение. Эта способность корабля называется остойчивостью.