Безработица как повод узнать себя с другой стороны.
К 21 веку кризисы разного сорта стали привычным атрибутом действительности. Суть кризиса в переломе привычных схем жизнедеятельности, творчества, окружения, способов обеспечения благополучия и устойчивости.
Индустриальное общество, все еще диктующее свои условия, спровоцировало непомерный рост материальных потребностей. Их конечный уровень доступен только элите, демонстрация жизни которой способствует формированию неудовлетворенности и разочарования у подавляющего большинства населения. Но к 70-м годам прошлого века общество осознало, что количественное наращивание потребления имеет свой предел. Для бедных этот предел связан с недостатком финансовых возможностей и отсутствия в обозримом будущем малейшей возможности хоть частично приблизиться к элите. Для богатых- с психологической усталостью от непрекращающихся поисков и покупок самого-самого мощного, красивого и комфортного авто, редкого антиквариата и т.п.
Рациональность требует направить ресурсы на улучшение качества жизни, а не тратить силы и средства на предметы, радующие от силы месяц.
Наступившее постиндустриальное общество требует от человека по-другому оценивать свои потребности, возможности и способности. Конвейеры и автоматы заменили труд человека в производственной деятельности настолько, что к 1990 году в производстве материальных благ был занят только каждый седьмой. За период 1970-1988 гг. занятость в этой сфере экономики сократилась почти на 15% и продолжает уменьшаться. Безработица за этот период в шестерке самых развитых стран достигла 60 млн. человек. Летом же 2009 года по официальной статистике безработных только в зоне евро насчитывалось 15 млн.человек. Но если в развитых странах пособие по безработице приближено в уровню средней зарплаты, то в России оно не превышает 4900 рублей в месяц, что автоматически зачисляет безработных в категорию населения, имеющих доход ниже прожиточного минимума. Таких людей в России сегодня около 25 миллионов человек. У многих работающих ликвидированы доплаты и надбавки. Как следствие, снижается материальная и моральная заинтересованность работников, а их творческая энергия подавляется опасениями и страхом. Последнее- самое опасное для личности. Вирус, губящий творчество на работе, быстро проникает и в личную жизнь, и в мировосприятие в целом.
На экранах телеканалов иногда мелькают довольные лица людей, которые в период сегодняшнего кризиса решили сменить работу. Чаще всего это связано с открытием собственного бизнеса, в основе которого- личные увлечения, не реализованные ранее. Их показывают в основном как иллюстрацию к различным программам поддержки малого бизнеса или борьбы с безработицей. Но что будет с такими счастливчиками через 3,5, 10 лет? Скорее всего их предприятия не доживут до серебряного юбилея. Это и неважно. Люди, решившиеся на воплощение своих идей в жизнь, не дадут сгнить своей творческой энергии, будут реализовывать свои мечты, жить с удовольствием здесь и сейчас, получая при этом пусть даже небольшой доход. А там, глядишь, и в экономике все начнет налаживаться и можно будет отложить роспись новогодних игрушек и снова пойти работать бухгалтером.
Вывод из вышесказанного следующий: сопротивление безработице можно начинать с себя, а именно- с поиска той ниши, где можно если не заработать на поездку например в Тайланд, то не разучится верить в себя и открыть в себе другие способности. Это безусловно повысит самооценку, творческую адаптивность в быстро меняющемся мире, даст инструмент борьбы с безработицей в следующий кризис, а может и изменит к лучшему всю оставшуюся жизнь.
Елена Виденская, специалист кадровой службы компании "Влад Труд" - трудоустройство и работа во Владивостоке.
- Войдите на сайт для отправки комментариев